Cоциальный туризм

2 декабря 2014 г.

Уважаемые коллеги! Перед началом разговора о социальном туризме, т.е. об отдыхе социально-уязвимых групп населения, хотела бы призвать вас отключить... нет, не телефоны, а отключить чувство жалости и чувство равнодушия. Уверена, каждый из вас - сильная личность, не нуждающаяся в самоутверждении через жалость к якобы слабым людям и якобы трагическим ситуациям. Я прошу каждого думать о себе в первую очередь. Потому что детство, юность, старость, инвалидность, временное отсутствие средств - это не трагедия, это - жизнь. Давайте поговорим о том, как улучшить жизнь самому себе, а значит и всем вокруг.

Должны ли отдыхать пенсионеры и инвалиды? Они ведь и так уже отдыхают, а? А зачем простому работяге, который кроме своего рабочего места ничего больше не знает отдыхать в хороших условиях? И так сойдет! Не правда ли?

Вы, как профессионалы индустрии туризма, согласитесь, что от любой рутины нужен отдых. От любой рутины, будь то простаивание за станком, или вынужденное пролеживание дома, или марафон по поиску пропитания для семерых детей, - от всего этого нужен отдых, и мы имеем на это право.

Тема развития проблем и перспектив социального туризма в Казахстане уже не раз поднималась, в том числе и нашей организацией. Поэтому я не буду сегодня повторять, надеюсь уже общеизвестные понятия или подробно пересказывать широко известный опыт Европы или России. Сегодня я бы хотела воспользоваться профессиональным собранием, чтобы обсудить цели и критерии государственной программы по социальному туризму в Казахстане. Ровно год назад после нашего выступления на совете по туризму, было решено создать рабочую группу при КИД, которая была наконец-то создана в январе этого года, но пока еще не было никаких собраний и обсуждений.

В мире разработано множество различных деклараций, конвенций, исследований и программ, как, на местном, так и на национальном уровнях. Социальный туризм даже провозглашен, как высокий идеал против дискриминации и проблем интеграции. Тем не менее, для разработки конкретной программы по развитию социального туризма возникают конкретные проблемы выбора цели и критериев. Начиная с выяснения целевых групп, видов туристических услуг, их объемов и процессов, механизмов государственной поддержки и заканчивая необходимыми бюджетными ресурсами. Также существует серьезная проблема с выбором квалифицированных координаторов и коммуникации для программы. Но самое главное - установить ее цель, которая бы удовлетворяла всех участников, включая сами целевые группы.

И так, целевые группы. Они различаются от страны к стране. В СССР и некоторых европейских странах социальный туризм применялся к туризму для работников и оплачивался государством и работодателями. В законе РК о туристской деятельности 2001 года до сих пор сохраняется этот подход. Однако существует уже мировая тенденция изменения понимания социального туризма: социальный туризм это «отношения и явления в сфере туризма, как результат участия в туризме экономически или каким-либо иным образом уязвимых групп населения» (Hunziker, 2009).

Как вам уже известно, в 2009 году в Европе основана программа социального туризма «Калипсо» с целью увеличения доступности туризма. Главная целевая группа этой программы: пожилые люди, молодежь от 18-30 лет, семьи с низким доходом и люди с ограниченными возможностями.

И опять же реализация социального туризма различается от страны к стране: как часть социальной политики государства, как благотворительность, как социальная ответственность бизнеса. Вследствие этого, объем получаемых туруслуг бенефициарами также сильно различается. Источниками финансирования могут быть: государство, через службы социального обеспечения, специальные государственные и негосударственные фонды, например через систему ваучеров, благотворительные фонды, вклады предпринимателей, частных лиц и так далее. Каждая страна сама выбирает схему и объем финансирования, систему взаимоотношений государства с предпринимателями и целевыми группами. Например, в Лондоне «Ассоциации семейного отдыха» обеспечивает недельный отдых для 1800 семей в год, в среднем по 1200 долларов. В Казахстане существует 15-дневное санаторно-курортное лечение для инвалидов и ветеранов за счет государственного бюджета (около 800 долларов). Например, из 36000 инвалидов города Алматы, в год пользуются этой услугой всего 2000 человек. Много это или мало?

За 10 лет я сама ни разу не воспользовалась этой государственной услугой потому, что я не могу обходиться без помощи сопровождающего в неприспособленных для незрячих людей местах. Персонал профилакториев «не обязан» мне помогать, но в то же время пребывание моего сопровождающего не разрешено и тем более не оплачивается. Общественный Фонд «Аржан» провел опрос среди людей с тяжелыми формами инвалидности в Казахстане, то есть среди тех, кто нуждается в постоянном сопровождении и помощи. Оказалось, что практически никто из них не пользуется услугами санаторно-курортного лечения по тем же причинам, то есть с одной стороны государство выделяет серьезные средства для поддержания здоровья инвалидов, а с другой стороны совершенно не предоставляет адекватных условии доступности. Респонденты также высказали пожелания на эти средства получать путевки в Турцию или Арабские Эмираты - в условиях хорошего сервиса и доступности, а самое главное доброго человеческого отношения.

Очередные негативные стереотипы, которые мешают развитию социального туризма это – «только те, кто хорошо работает, заслуживают отдых» и что «пожилые люди и инвалиды должны отдыхать только в оздоровительных целях». Очевидно, что социально-уязвимые люди точно также нуждаются в туризме, как и все, но эта идея пока еще не принимается в обществе. Туризм часто воспринимается не как необходимость, а как роскошь. И, конечно же, эти стереотипы имеют большое влияние и отражение в государственной политике.

Еще один важный вопрос: продолжительность отдыха для каждой из социально уязвимой групп населения. В каждой стране существует зафиксированная законами продолжительность оплачиваемого трудового отпуска, которая сложилась исторически, вероятно, в процессе противостояния профсоюзов и работодателей. Однако в сфере социального туризма еще нет никаких обоснованных и четко определенных временных рамок. Вопрос продолжительности отдыха решается, опять же, в каждой стране по-своему. В Великобритании проводили социологический опрос, в результате которого большинство согласилось с утверждением: «Никто не должен быть беден настолько, чтобы не иметь возможность отдыхать хотя бы одну неделю в год».

Даже если государство принимает решение выделить какие-то средства для социального туризма, немедленно возникает следующая проблема – исключение целевых групп из процесса принятия решения. Иногда туруслуги для социально-уязвимых групп населения принимают еще более дискриминационные формы:

  • отделение групп инвалидов, групп пожилых людей или групп детей из детских домов от основной массы туристов.

Варианты отдыха выбираются работниками госорганов или сотрудниками благотворительных организации.

Цифры в сфере туризма поражают: миллиарды туристов за год в мире; Туризм занимает первые места как в сфере услуг и среди экспортных отраслей, так и по количеству создаваемых рабочих мест. Туризм становится приоритетом для развития экономик многих стран. Цифры из туризма даже являются индикаторами благосостояния народа. Так например в прошлом году президент Назарбаев выделил, что в течение 13 последних лет граждане Казахстана совершили 61 миллион тур.поездок заграницу, и это то, что было бы сложно представить раньше. Тем не менее, необходимые цифры и индикаторы в сфере социального туризма все еще не определены. А значит, из сказанного выше возникают следующие вопросы:

На каких принципах должна быть основана новая Казахстанская государственная программа по развитию социального туризма?

Каковы должны быть правильные цели и критерии для государственной программы по социальному туризму?

Каким образом вовлечь целевые группы в принятие решений, и создать нормальный выбор для клиентов социального туризма?

Как создать доступность на всем протяжении цепи предоставления туристических услуг?

И наконец, как координировать внедрение программы по развитию социального туризма?

Исполнительный директор Общественного фонда «Аржан»

Омарова Касиет

8 777 233 50 85

omarova.kas@gmail.com

Комментарии закрыты.