Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/var/www/v-5993/data/www/arzhan.kz/wp-content/themes/theme52464/bootstrap/less/bootstrap.less) is not within the allowed path(s): (/var/www/vhosts/v-5993.webspace/:/tmp/) in /var/www/vhosts/v-5993.webspace/www/arzhan.kz/wp-content/themes/CherryFramework/includes/lessc.inc.php on line 1741

Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/var/www/v-5993/data/www/arzhan.kz/wp-content/themes/theme52464/bootstrap/less/bootstrap.less) is not within the allowed path(s): (/var/www/vhosts/v-5993.webspace/:/tmp/) in /var/www/vhosts/v-5993.webspace/www/arzhan.kz/wp-content/themes/CherryFramework/includes/lessc.inc.php on line 1673
lessphp fatal error: load error: failed to find /var/www/v-5993/data/www/arzhan.kz/wp-content/themes/theme52464/bootstrap/less/bootstrap.less
Warning: file_exists(): open_basedir restriction in effect. File(/var/www/v-5993/data/www/arzhan.kz/wp-content/themes/theme52464/style.less) is not within the allowed path(s): (/var/www/vhosts/v-5993.webspace/:/tmp/) in /var/www/vhosts/v-5993.webspace/www/arzhan.kz/wp-content/themes/CherryFramework/includes/lessc.inc.php on line 1741

Warning: is_readable(): open_basedir restriction in effect. File(/var/www/v-5993/data/www/arzhan.kz/wp-content/themes/theme52464/style.less) is not within the allowed path(s): (/var/www/vhosts/v-5993.webspace/:/tmp/) in /var/www/vhosts/v-5993.webspace/www/arzhan.kz/wp-content/themes/CherryFramework/includes/lessc.inc.php on line 1673
lessphp fatal error: load error: failed to find /var/www/v-5993/data/www/arzhan.kz/wp-content/themes/theme52464/style.less Особенности развития инвалидного туризма в рамках программы социального туризма в странах постсоветского пространства

Особенности развития инвалидного туризма в рамках программы социального туризма в странах постсоветского пространства

Ахметшин А.М.
кандидат социологических наук, г. Уфа, Россия
Турфирма «Социум»

Особенности развития инвалидного туризма в рамках программы социального ту-ризма в странах постсоветского пространства

 

О терминах. В разных странах существуют различные определения инвалидов и инвалидного туризма, при этом определяющим является подтекст определения. Так, в ряде стран «инвалид» означает «недееспособный», поэтому этот термин в данных странах заменяется на более мягкие формулировки: человек с ограниченными возможно-стями здоровья и т.д. В данной статье будет использоваться термин «инвалид», так как критерием доступа индивида с ограниченными возможностями здоровья к финансовым преференциям в рамках программы социального туризма является наличие инвалид-ности. Термин «маломобильные граждане» используется для тех категорий инвалидов, которые ограничены в самостоятельном передвижении.

Во всех активно развивающихся странах в рамках института туризма рано или поздно формируется направление инвалидного туризма. Эта тенденция возникает через 20-30 лет после того, как страна заявляет о намерении сформировать гражданское общество и приступает к формированию безбарьерной среды.

В зависимости от стратегических целей, государство либо вначале развивает внут-ренний инвалидный туризм, а затем формирует структуру въездного туризма - подобный тип развития характерен для экономически развитых стран. Либо развивает въездной ту-ризм и делает инфраструктуру въездного туризма доступной для инвалидов своей страны - подобный тип развития характерен для развивающихся стран, в которых туризм являет-ся важной статьей государственных доходов (Турция, Египет и т.д.). При этом внутренний инвалидный туризм доступен только для финансово обеспеченной прослойки населения.

Для территориально больших и экономически относительно благополучных стран постсоветского пространства, которые вплотную подошли « к точке принятия решения», по совокупности ряда социально-политических и психологических факторов, наиболее вероятным представляется вариант развития инвалидного туризма, основанный на госу-дарственном регулировании в рамках программ социального туризма. При этом туризм планируется делать доступным для широких слоев инвалидов, а не только инвалидов из финансово состоятельной прослойки населения. Формирование инфраструктуры инва-лидного туризма в странах постсоветского пространства осуществляется параллельно с формированием безбарьерной среды, что важно для маломобильных категорий инвалидов.
Тональность развития инвалидного туризма задают экономически развитые стра-ны, и степень его развития напрямую зависит от безбарьерной среды. Безбарьерная среда формируется по всей стране – с учетом экономических и географических особенностей регионов. Каждый более – менее значимый туристский объект делается доступным для инвалидов. В данных странах инвалидный туризм в рамках института туризма является социальным аналогом безбарьерной среды в архитектуре и градостроительстве и является одним из критериев развития страны как социально ориентированного государства.

В привлекательных в туристском плане развивающихся странах безбарьерная среда развита только в туристических «анклавах». В 50 км от данных анклавов люди могут жить в условиях середины прошлого столетия (Турция) и даже тысячелетия (Африка, Южная Америка).

Однако некорректно «привязывать» развитие инвалидного туризма к безбарьерной среде «напрямую». Туризм для ментальных инвалидов, инвалидов по слуху, ампутантов с поражением верхних конечностей, инвалидов по внутренним заболеваниям и т.д. не свя-зан с безбарьерной средой, и развитие данных направлений инвалидного туризма опреде-ляется «политической» волей государства и технологической готовностью туриндустрии.

Независимо от типа государственного устройства и уровня экономического разви-тия, развитие инвалидного туризма всегда является прерогативой государства. Каким об-разом государство участвует в развитии инвалидного туризма?

Рассмотрим вопрос инфраструктуры. Крупные музеи, театры, тротуары, природные объекты и пр., как правило, принадлежат государству (в том числе на муниципальном уровне), и обеспечение их доступности для инвалидов является прерогативой государства. Вокзалы, порты и другие крупные объекты делаются доступными для инвалидов при прямом административном и финансовом участии государства. Магазин, аптеку, автобус и т.д., частный владелец начинает делать доступным для инвалидов только в том случае, если его принуждает к этому государство. Отель нередко делает доступным для инвалидов сам владелец, однако количество «инвалидных» номеров в таких отелях всегда ограниченно и насыщенность туристского региона «инвалидными» номерами опять-таки становится объектом внимания государства.

При системном подходе органы государственного управления (в том числе на муниципальном уровне) должны четко представлять, какие объекты следует сделать доступными для инвалидов, сколько инвалидов и какого профиля может одномоментно принять регион. Это особенно актуально в плане развития въездного туризма для инвалидов. Есте-ственно, что «под инвалидов» оборудуется вся туристская инфраструктурная цепочка:
• турфирма;
• система связи турфирмы с заказчиками турпродукта;
• междугородный транспорт и соответствующая инфраструктура (аэропорт, желез-нодорожный вокзал, автовокзал, морской порт и пр.);
• привлекаемый и внутригородской транспорт;
• объекты проживания;
• пункты питания;
• система страхования (проблемный участок при контактах турфирмы с частными страховыми компаниями);
• система оказания медицинской помощи;
• объекты посещения (музеи, памятники и пр.).

При этом следует учитывать, что для каждой категории инвалидов существуют свои особенности инфраструктуры и турпродукта. Как минимум, можно выделить сле-дующие категории инвалидов – туристов:
1. слабовидящие и незрячие инвалиды;
2. слабослышащие и глухие инвалиды;
3. ментальные инвалиды;
4. неврологические больные с двигательными нарушениями (ДЦП, инсульты, болезнь Бехтерева, рассеянный склероз и пр.); часть данных больных передвигается на инвалидных колясках;
5. инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- ампутанты с поражением верхних конечностей;
- ампутанты с поражением нижних конечностей; часть данных больных передвигается на инвалидных колясках;
- инвалиды с врожденными дефектами; часть данных больных передвигается на инвалидных колясках;
- инвалиды с травмой позвоночника; большая часть данных больных пере-двигается на инвалидных колясках;
6. инвалиды с внутренними болезнями (сахарный диабет, болезни сердца и пр.);
7. инвалиды по общему заболеванию: «размытая» формулировка, которая объединяет всех инвалидов, не попавших в одну из перечисленных выше групп, в том числе больных с ВИЧ - инфекцией;
8. дети – инвалиды.

Заметим, что термин «инвалиды-колясочники» объединяет инвалидов из разных нозологических групп.

Очевидно, что технологии туристского обслуживания каждой из групп инвалидов имеют специфические особенности, из чего вытекает вопрос о подготовке персонала турфирм и специализации турфирм на туризме для определенных категорий инвалидов.

Когда речь идет о том, что турфирма высказала намерение организовать тур для инвалидов в рамках программы социального туризма, она должна четко определить – для какой категории инвалидов предназначен данный тур, и доказать, что по туристскому маршруту прошло минимум две группы инвалидов в рамках экспертизы тура. Опытная турфирма может провести тургруппу даже по незнакомому маршруту.

Формирование туристских групп также осуществляется по нозологическому принципу: инвалиды по зрению, слуху и т.д. Абсурдна позиция, что в одной группе можно объединить слепого, глухого, колясочника, инвалида с синдромом Дауна, а также не-сколько пожилых людей. Инвалиды с разными заболеваниями объединяются в группы только в специализированных реабилитационных турах, целью которых является решение сугубо реабилитационных задач, а не осмотр турдостопримечательностей.

Важной особенностью инвалидного туризма является «сопровождающие», то есть, лица, которые непрерывно находятся рядом с инвалидом в процессе тура. Сопровождаю-щий помогает своему подопечному, когда инвалид не может решить какую–либо жизнен-но важную проблему либо не может самостоятельно передвигаться по маршруту. Льготы на сопровождающего при приобретении путевки должны быть такими же, как самого инвалида. Сопровождающие положены инвалидам–колясочникам, слепым, лицам с ограничениями в подъеме тяжестей, ампутантам без 2-х рук, ментальным инвалидам, некоторым категориям инвалидов с внутренними заболеваниями. Потребность в сопровождающем может определить врач – реабилитолог социальной службы в соответствии с заявленными особенностями выбранного тура.

Еще одной особенностью инвалидного туризма и социального туризма в целом являются противопоказания. Некоторым категориям больных людей противопоказана, например, жара, но, как показывает практика, инвалид с заболеванием сердца способен взять путевку в Египет в июле. В некоторых случаях инвалиды по какому-либо заболеванию скрывают второе заболевание, для которого, в свою очередь, характерны противопоказания. Например, больной с инсультом может скрыть эпилепсию и отправиться на однодневный рафтинг по горной реке или экскурсию к водопаду, путь к которому проходит по узкой горной тропе. Инвалид по зрению может скрыть такое грозное осложнение как отслоение сетчатки.

Несчастный случай на маршруте станет серьезной проблемой для турфирмы, даже если финансовые последствия лягут на самого инвалида. Таким образом, если речь идет о социальном туризме для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, необходимо заключение участкового врача, что инвалид «годен» для выбранного тура.

Таким образом, для решения задачи выдачи инвалиду путевки к процедуре оформления путевки должны быть привлечены социальные и медицинские службы. В текст до-говора турфирмы с клиентом должен быть включен пункт о том, что юридические и финансовые последствия за скрытые заболевания и противопоказания инвалид берет на себя. Заметим при этом, что оформление путевки на ментальных инвалидов (и заключение договора) имеет определенные особенности.

При формировании программы социального туризма необходимо учитывать, что турфирма, отправляющая инвалида в тур (особенно за рубеж), несет определенные финансовые риски, связанные с бронированием тура. В некоторых случаях от турфирмы требуется предоплата. Между тем, инвалиды достаточно часто отказываются от тура, ссылаясь на ухудшение в состоянии здоровья. Следует предполагать такой вариант развития событий и по возможности страховать эти риски. В договор с клиентом должен быть включен пункт, где описывается процедура отказа, а также требование о заключении врача по поводу обоснованности отказа. Финансовые риски за необоснованный отказ от тура инвалид должен брать на себя.

Процесс оформления путёвок для инвалидов также имеют свои особенности, тем более для такой страны как Казахстан или Россия. Как оформить путевку и заключить письменный договор с инвалидом, который живет в удаленной сельской местности? Ведь нелепо вызывать инвалида из далекого аула в областной центр или Алматы для заключения договора. Очевидно, что без электронной или обычной почты здесь не обойтись. А если речь идет о слепом человеке? При этом сразу возникают вопросы о юридической «чистоте» процедурных моментов.
Очевидно, что фактор времени заставляет «запускать» процедурные моменты оформления путёвок заранее. Чтобы инвалид поехал на отдых летом, программу необходимо анонсировать в январе, и запускать в феврале – марте.

Довольно сложным моментом является формирование принципа распределения путевок среди инвалидов. Очевидно, что принцип «очереди» должен существовать, при этом среди каждой категории инвалидов должна существовать своя очередь. Если инвалид в этом году (допустим, по причине обострения заболевания) пропустил свою очередь, он остается в числе первых на следующий год.

Дальше - сложнее. Существуют два типа туров: со случайным подбором группы (например, пляжные, отельные и некоторые экскурсионные туры) и с подбором группы по заданным параметрам (активные и некоторые экскурсионные туры).
В группы со случайным подбором участники набираются из «живой» очереди. На-пример, пляжный тур на озеро Боровое для инвалидов с сохранной функцией передвижения. Инвалид добирается до отеля или турбазы самостоятельно или в составе группы. График заездов определяет принимающая сторона (отель, турбаза). При проведении кон-курса турфирм на участие в программе допускаются фирмы – агенты, которые продают услуги турбаз и отелей, в которых есть условия для проживания инвалидов (если участники добираются самостоятельно). Услуги отеля или турбазы может продавать фирма – оператор, но в данном случае оператор будет выполнять агентские функции. Если участники добираются до места назначения в составе группы, организация подобного тура осуществляется фирмой – оператором.
Сущность конкурсной процедуры при отборе турфирм к участию в программе социального туризма заключается в том, что основой отбора является принцип «Тур соответствует требованиям программы. Востребованность тура будет определять потребитель». Как правило, в подобных случаях речь идет о турах, не требующих специальной разработки и подготовки.

Принцип случайного набора группы не подходит для сложных в организации специализированных инвалидных туров. Ни одна турфирма не может позволить себе вкладывать серьезные средства в разработку специализированных туров, если нет гарантий, что эти средства окупятся и затем принесут прибыль. Непонимание этой особенности инвалидного туризма ведет к грубым ошибкам и «буксованию» программы социального туризма в части инвалидного туризма.

В специализированных турах формируются группы с подбором участников по за-данным параметрам, в том числе из перечня инвалидов, которые не стоят в очереди, если ни один из очередников не согласился на данный тур.

Основой подбора туристских маршрутов для инвалидов в рамках программы социального туризма должен быть социологический опрос потенциальных участников и по-следующий отбор туров экспертным советом. Основой отбора туров для программы социального туризма может быть опыт других городов, регионов и стран.

Сравним эффективность двух механизмов отбора туров и подбора участников на примере Республики Башкортостан. На республиканском уровне действует принцип конкурсного отбора турфирм и маршрутов и случайного набора групп, на уровне города Уфы (столицы Башкирии) действует принцип тендерного отбора турфирм и маршрутов, а так-же набор групп по заданным параметрам.

На республиканском уровне за 5 лет существования программы социального туризма не было сформировано ни одной инвалидной туристской группы, что можно расценить как негативный опыт. В программе социального туризма города Уфы нет отбоя от желающих инвалидов. Комментарии излишни.

Говоря об особенностях организации туров для инвалидов, отметим, что стоимость специальных номеров для инвалидов в гостиницах и отелях всегда выше, чем для обычных людей. Стоимость билетов в специальные купе на железнодорожном транспорте выше, чем для обычных людей. Количество вспомогательного персонала значительно больше, чем в турах для обычных людей. Иногда требуется персонал, который отсутствует в турах для обычных людей, например сурдо-переводчики. Довольно часто требуется специальное оборудование, например переносные пандусы или туалеты. Все это приводит к значительному удорожанию тура, причем для каждой категории инвалидов стоимость тура может существенно отличаться. Стоимость путевки для инвалида, особенно относящегося к маломобильной категории, всегда выше стоимости путевки для пожилого человека, иногда в 2-3 раза.
Основой социального туризма является субсидирование части стоимости путевки государством. Величина субсидий для инвалидов должна быть значительно выше, чем для пожилых людей. Величина субсидий должна рассчитываться отдельно для каждой категории инвалидов и для каждого тура.

Учитывая трудоемкость разработки и подготовки туров для инвалидов (что должно быть заложено в амортизационные начисления при формировании цены тура), а также сложность процедурных моментов оформления путёвок, количество туров для инвалидов в рамках программы социального туризма желательно сделать ограниченным. При этом можно ожидать постепенного увеличения качества оказания туруслуг всеми контрагента-ми по мере накопления опыта работы с инвалидами. Если партнеры турфирмы будут принимать или обслуживать одну – две группы инвалидов в год, опыт будет формироваться гораздо медленнее.
Так, например, для инвалидов – колясочников одна фирма может предложить один – два экскурсионных автобусных тура в межсезонье, один – два тура на отдых в летний сезон, один активный тур для молодых инвалидов летом (например, сплав по реке) и один активный тур зимой (на снегоходах). Пляжные и отельные туры можно предлагать без ограничений.

При формировании рынка инвалидного туризма возникает соблазн «легкого пути», это лечебный и санаторно-курортный туризм. Если разрешить инвалидам выбирать, 90% из них выберут лечебный туризм – лечение в клиниках западных стран. Если вычеркнуть из списка лечебный туризм и оставить санатории, 90% инвалидов выберут санаторно-курортный туризм. Но это тупиковый путь. Направив денежные потоки в больницы и санатории, можно навсегда забыть о собственно туризме, а тем более о въездном туризме для инвалидов.

Если страна (республика, область) планирует стать привлекательным туристским регионом, и сделать в дальнейшем туризм источников доходов для региона, деньги про-граммы социального туризма должны направляться в те сектора, которые в дальнейшем станут основой въездного туризма. На первый взгляд это очевидно.
Выездной туризм в развитые страны сложности не представляет – здесь важно до-везти инвалида до аэропорта, а дальше особых проблем не будет. В крупных и средних городах везде имеются пандусы, специальные туалеты, дорожки, указатели, отработанные туры и т.д. Другое дело внутренний туризм, тут все приходится делать «с нуля». Самой сложной проблемой формирования рынка инвалидного туризма являются турфирмы – операторы по внутреннему туризму, которые в дальнейшем на основе накопленного опыта станут операторами по въездному туризму.

Когда дело дойдет до реализации путевок, выяснится, что с пожилыми людьми готовы работать все фирмы, а с инвалидами работать никто не умеет. То есть, турфирм, способных работать в секторе инвалидного туризма, практически нет и этот рынок нужно формировать «с нуля». Отсюда неизбежно обращение к сертифицированным учебным заведениям, которые могут обеспечить подготовку и переподготовку кадров по инвалидному туризму, в том числе с приглашением преподавателей из других вузов и стран. Эти же ВУЗы должны сформировать методологическую базу инвалидного туризма, включая инициирование научных и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций.

Каким образом возникает и в дальнейшем выживает турфирма, специализирующаяся на инвалидном туризме? Крупные фирмы, работающие со здоровыми людьми, берут на себя отельный и пляжный отдых, но это «ленивое» направление инвалидного туризма, предназначенное в основном для инвалидов пожилого возраста и инвалидов с серьезными соматическими (внутренними) заболеваниями. Во всем мире путешествия для инвалидов организуют специализированные, главным образом небольшие турфирмы. При этом мало фирм, которые работают с широкой палитрой заболеваний.

В большинстве стран туризм носит сезонный характер. Отсюда следует, что штат турфирмы состоит из 2-х - 3-х человек постоянного персонала и 6-12 сезонных работников. Какие же экономические факторы определяют порог выживаемости турфирмы?

Аренда офиса является круглогодичной. Приобретенное снаряжение, инвентарь и оборудование требуют компенсации затрат (амортизации). Даже если постоянный персонал (директор, менеджер, бухгалтер) в межсезонье получает минимальную зарплату, эту зарплату нужно компенсировать. В совокупности данные затраты составляют порог выживаемости турфирмы. Если оборот в течение года позволяет компенсировать данные затраты, фирма может выжить. Для условий России порог выживаемости составляет 500-600 тысяч рублей, что может обеспечить оборот в 2-3 млн. рублей. Если организация не платит за аренду помещения и налоги, если постоянный персонал имеет иные источники доходов, если используется чужое снаряжение и оборудование, за которое не нужно платить аренду, цифры могут быть иными.

Когда регион планирует развивать социальный туризм, имеется в виду туризм для пожилых людей, инвалидов, детей-сирот и других мало обеспеченных или социально ущемленных категорий граждан. При этом финансирование или частичное субсидирование туров осуществляет государство, а не коммерческая фирма или производственное предприятие, которое отправляет на отдых своих работников.

Приблизительное соотношение пожилых людей, инвалидов, детей-сирот и других категорий граждан должно (теоретически) соответствовать пропорции этих категорий в структуре населения региона. Туризм детей-сирот должен финансироваться на 100%, туризм инвалидов должен субсидироваться на 80-90%, туризм пожилых людей субсидироваться на 50-70%.

Ошибкой является выделение фиксированных субсидий в денежном эквиваленте для всех категорий инвалидов и для всех видов туров. В этом случае рынок неизбежно двинется в сторону простых и дешевых туров для легких инвалидов, и о въездном туризме можно будет только мечтать. Именно на внутренних турах отрабатываются все механизмы въездного туризма.

Практика реализации программы социального туризма в Республике Башкортостан показывает, что турфирмы с легкостью могут включить инвалида по зрению или инвалида–колясочника в группу пожилых людей, причем в экскурсионный тур в другой город. Последствия такого подхода очевидны. Группа туристов едет по городу в экскурсионном автобусе. Экскурсовод говорит «Посмотрите направо. Вы видите перед собой каменное здание 18 века. Колонны здания украшены ... и т.д.». Насколько подходит данный тур для инвалида по зрению?

А как будет чувствовать себя в составе группы пожилых людей инвалид–колясочник перед лестницей без пандуса по пути следования, если группа ограничена по времени и должна передвигаться по маршруту с определенной скоростью? Учтем, что лестниц, как правило, на пути экскурсионной группы несколько.

Существует несколько министерств и ведомств, которые определяют развитие инвалидного туризма в рамках программы социального туризма.

Кабинет министров определяет вектор развития и идеологию социального туризма. Министерство экономического развития определяет экономический фундамент программы социального туризма (не вдаваясь в детали). Министерство финансов выделяет запланированные денежные средства (как правило, с опозданием). Министерство социального развития обеспечивает привлечение к участию в программе соответствующих категорий инвалидов. Комитет по предпринимательству (или соответствующее управление Министерства экономического развития) через гранты, дешевые кредиты и субсидии стимулирует вовлечение турфирм в сектор инвалидного туризма. Комитет (в некоторых странах министерство) по туризму разрабатывает программу социального туризма с привлечением заинтересованных ведомств и общественных организаций и в дальнейшем отвечает за реализацию программы, её развитие и корректировку.

Таким образом, рынок инвалидного туризма фактически формируют две организации – Комитет по туризму и Комитет по предпринимательству. Комитет по предпринимательству через гранты, дешевые кредиты и субсидии инициирует формирование или стимулирует развитие турфирм, которые будут реализовать программу. Комитет по туризму разрабатывает программу социального туризма и в дальнейшем контролирует реализацию программы, а также направляет денежные потоки (через комиссии, конкурсы, тендеры и пр.) в те организации, которые могут и будут «приносить желаемые плоды».

Следует также учесть коррумпированность многих секторов экономики стран постсоветского пространства, в том числе туризма, и сложность отношений между раз-личными участниками рынка туризма. Непростыми являются отношения между общественными организациями инвалидов, которые обычно привлекаются в программу социального туризма в качестве экспертов.

Заметим, что составной частью социального туризма является детско-юношеский туризм, который развивается в рамках системы Министерства образования по линии дополнительного образования (центры детско-юношеского туризма), а также спортивный туризм инвалидов по линии Министерства спорта. Эти направления инвалидного туризма финансируются государством и даже только на этом основании должны быть включены в орбиту программы социального туризма.
На основе опроса инвалидов по зрению города Уфы турфирмам Казахстана может быть предложен для разработки экскурсионный тур для инвалидов по зрению с посещением мавзолея Ахмеда Ясави, пустыни Муюнкумы (с катанием на верблюдах), пляжным отдыхом на озере Боровое. В рамках экскурсионной части программы предполагается посещение природных объектов, исторических памятников, архитектурных сооружений, а также выход в пустыню Муюнкумы и горы Тянь-Шаня.

Комментарии закрыты.